Джон Фаулз "Коллекционер"



С Дж.Фаулзом я была не знакома до "Коллекционера", из всех его произведений слышала только про этот роман. Когда я увидела его на полке в магазине, решила, что, раз слышала про него, нужно ознакомиться. Так случайно купленная книга, которую я, не глядя, положила в чемодан, думая, что даже не открою в самолете, вернула меня в давно забытое ощущение, когда даже телефон в руки брать не хочется, есть желание только узнать, что будет дальше. 

Нужно оговориться, что это максимально специфический роман, который, наверное, нельзя сов
етовать прочитать, потому что выражение «на любителя» придумали именно для него.

Думаю, большинство людей эта книга привлекает сюжетом с похищением девушки, потому что люди зачастую любят, когда в книге, "как в триллерах". Главный герой - Фредерик (как он сам себя называет, Фердинант) Клегг - влюблен в девушку Миранду. Он выигрывает большую сумму денег и решает "купить" ее расположение, а чтобы она не могла сопротивляться, запирает ее в подвале дома, купленного им незадолго до похищения. Он содержит девушку, как кажется ему, в хороших условиях, покупает ей все, что она пожелает, и "не делает с ней ничего плохого". Это он описывает в своем дневнике, который составляет первую часть романа. Однако Миранде нужны не деньги и подарки, а свобода. К сожалению, это я поняла только, когда начала читать вторую часть романа. Как мне кажется, именно таков был замысел автора, поэтому он создал сложную систему рассказчиков и композицию, которая меня удивила. Думаю, о ней нужно рассказать чуть подробнее.

Система рассказчиков действительно заставляет задуматься над тем, как легко и слепо читатель верит автору. Первая половина книги, как я уже сказала, дневник похитителя, который описывает все так, будто девушка неблагодарна и не ценит того, что ее содержат, хоть и насильно, в хороших условиях. Вторая часть – дневниковые записи самой девушки, читая которые я, честно говоря, удивилась собственной глупости и доверчивости, потому что Фредерик ограничил ее свободу и навязывает Миранде свою любовь, а как именно он это делает, уже не важно - он совершает преступление, и это главное. Третья часть, создающая кольцевую композицию, опять дневник похитителя, конец которого дает понять читателю – девушка не последняя жертва, а лишь начало цепи преступлений, первый экземпляр новой коллекции, а Фредерик не влюбленый юноша, а психопат. После прочтения дневника жертвы уже нет доверия к преступнику, но он и не пытается его заслужить: в 3 части герой не отрицает, что болен и сошел с ума. Подобная композиция нужна, как мне кажется, для двух вещей: 1) показать разные точки зрения и убедить читателя в том, что автор почти всесилен и может убедить читателя в чем угодно, даже когда речь идет про что-то аморальное; 2) кольцевая композиция нужна, чтобы показать, что если человек преступил закон один раз и «заболел» кем-то однажды, то исцеления не произойдёт. Кроме того, она нужна, чтобы показать, что преступник, если остается безнаказанным, находится в положении выше, чем жертва, он как бы написал большую часть романа, поэтому это его история. Именно эта композиция удивила меня и впечатлила больше всего, потому что система рассказчиков в "Коллекционере" играет другую роль, нежели этот же прием в романе М.Лермонтова "Герой нашего времени". Именно после "Коллекционера" задумалась о системе рассказчиков и цели ее использования.

То, чего я не ждала, но получила и с огромным удовольствием могу записать в «+» повествования – характеристика девушки и способы ее передачи. Автор описывает Миранду с точки зрения Клегга, поэтому внешне она идеальна. Кроме того, главный герой несведущ в искусстве, поэтому ему кажется, что Мирнда невероятно умна. Конечно, с ним нельзя не согласиться, она эрудированна и "чувствует" искусство, живет им. Однако намного интереснее читать ее дневник и узнавать о ней из ее записей. Рассуждения и мысли Миранды часто роднятся с моими, а наши мировоззрения почти полностью сходятся. Кроме того, большое количество реминисценций и аллюзий на другие книги смотрятся органично и «к месту», что бывает не всегда. Они также характеризуют девушку как очень насмотренного и начитанного человека, чем она не может не симпатизировать читателю. Одна из самых ярких аллюзий – то, как главная героиня называет своего похитителя. Калибан из Шекспировской «Бури», которую я прочитала сразу после "Коллекционера", прекрасно описывает похитителя – уродливый (в романе Фаулза речь скорее про духовное уродство) и злой.
 
Главный герой – пример необычайной духовной необразованности. Он предусмотрителен? Да. Логичен? Вполне. Однако вся музыка для него «звучит одинаково», все картины должны точно передавать реальность, а не подтекст и мысли автора, а книги им читаются «для галочки». Это, пожалуй, хорошая иллюстрация того, что человек, который не ценит и не чувствует искусство, по определению не может иметь высокие моральные устои. Кроме того, важным мне показалось замечание Миранды о том, что Клегг готов тратить на нее все свои деньги, но не может отправить чек в благотворительный фонд - он эгоистичен, потому что не помогает другим, а лишь тратит деньги ради того, чтобы завоевать любовь девушки, чтобы самому стать счастливым, не волнуясь о ней.

В романе автор затрагивает много нравственных и социальных проблем. Самые явные и важные, как мне кажется, это проблема свободы и ее ценности, проблема умения любить (рассуждения главной героини меня, честно говоря, зацепили настолько, что я перечитала их несколько раз и даже не просто подчеркнула, а выписала несколько цитат, поэтому конкретно их прочитать надо, как мне кажется, всем) и, естественно, проблема ценности денег и власти, их влияния на счастье. Проблема свободы раскрывается в дневнике Миранды: она имеет все, что захочет, Клегг готов сделать для нее все, что она пожелает, но ее единственным желанием есть и будет свобода и общение с близкими ей людьми. Проблема умения любить также раскрывается в записях девушки - она понимает, что там, за стенами дома, где ее удерживает похититель, у нее есть человек, который ее любит. Чем дольше Миранда находится в заточении, тем глубже она осознает, что хочет связать с эти человеком свою жизнь, но не от того, что любит его, а потому ей с ним хорошо, с ним она становится лучше. Ее мысли по этому поводу дали мне понять, а точнее подтвердить мое мнение, что любовь не все, что н
ужно в браке, и даже не самая главная его часть. Проблема денег и власти - одна из самых понятных в современных реалиях. Клегг в своих записях не раз повторяет, что если бы не скачки, на которых он выиграл большую сумму, похищения бы не случилось. От его рассуждений мне, честно говоря, отвратительно, потому что он пытается снять с себя вину, переложив ее на деньги и власть, обретенную вместе с ними. Именно из-за этой власти безобидный Фредерик, который коллекционировал бабочек, превратился в маньяка, коллекционирующего жертв.

Как я уже не раз упомянала, рассуждения Миранды близки мне. Одно из тех, что вызвало у меня, как говорится, "желание подписаться под каждым словом", - рассуждение о невежестве людей. Она пишет "ненавижу невежество и необразованность", но "люблю честность, свободолюбие, стремление отдавать", "люблю все, что противоположно омертвению души". Я согласна с ней. Полностью согласна, потому что всю жизнь бегу от людей, которые не развиваются духовно, которые живут с перспективой скучной земной жизни. Думаю, я смогу назвать Миранду своей любимой героиней из зарубежной литературы именно из-за чувства единения с ее мыслями.
 
Подводя итог, я могу сказать, что "Коллекционер" - роман, который я занесла в список любимых книг, роман, в котором продумано все до мелочей: от того, кто рассказывает историю, до книг, которые нужно упомянуть, чтобы охарактеризовать того или иного героя. Я настолько была впечатлена гениальностью Фаулза, что два дня после того, как закончила читать книгу, не могла взять в руки следующую. Я сказала, что нельзя этот роман рекомендовать кому-то из-за его специфичности, но сейчас готова взять ответственность за эмоции человека на себя и намекнуть  на то, что это та книга, с которой нужно познакомиться хотя бы однажды. А наше с ней знакомство, я уверена, не закончено, и я еще не раз возьму ее с книжной полки, чтобы перечитать!

Комментарии

Популярные сообщения